Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Детский сад использует такие формы организации коррекционно-образовательного процесса как: групповые коррекционные занятия и индивидуальные коррекционные занятия.
Коррекционная работа осуществляется как в процессе реализации Программы, так и в ходе режимных моментов: индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем – дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими специалистами ДОУ; активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях: сенсорной комнате, в комнате релаксации); во время прогулки; в совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми; приема пищи; дневного сна; непосредственно-образовательной деятельности; организации взаимодействия в детско-родительских группах; праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Эффективным условием реализации образовательной деятельности является организация предметно – пространственной развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Объекты для проведения практических занятий
Для осуществления работы по музыкальному воспитанию в ДОУ создана следующая предметно-развивающая среда:
по штатному расписанию в детском саду работает музыкальный руководитель. Имеется музыкальный зал, достаточное количество дидактического демонстрационного и раздаточного материала для музыкального развития дошкольников. Музыкальные инструменты: фортепиано, баян. Детские музыкальные инструменты: металлофоны (трубчатые, пластинчатые, хроматический), ксилофон, трещотки, ложки, бубен большой, треугольники, кастаньеты ручные, цимбалы, маракасы, дудочка деревянная, колокольчики, музыкальные молоточки, маленькие бубны, барабаны, балалайка, макеты: балалаек, погремушки.
Музыкальные инструменты: «Мелодия», «Венец». ТСО: два музыкальных центра, магнитофон, Пособия: портреты композиторов, игрушки: мягкие, пластмассовые, резиновые, иллюстрации, цветные флажки, цветы искусственные.
Имеется костюмерная с большим количеством театральных и концертных костюмов для детей и взрослых. В каждой группе детского сада оформлен музыкальный уголок со своим, только ему присущим оформлением и содержанием: дидактические игры по всем разделам музыкального воспитания, макеты музыкальных инструментов, музыкальные игрушки, шумовые инструменты для организации самостоятельного музицирования детей, изготовленные руками родителей по методу Карла Орфа, элементы костюмов, атрибуты к музыкально – дидактическим играм. Беседа с детьми выявила, что дети понимают назначение и содержание музыкально – дидактических игр, и свободно включают их в арсенал своей повседневной деятельности. Дошкольников знакомят с различными выразительными средствами в музыке ( лад, темп, сила, высота и т.д.), с различными видами музыкального искусства и жанрами музыкальных произведений (колыбельная, вальс, марш). Организуются праздничные утренники и мероприятия с участием родителей.
Так же внимание уделяется в ДОУ развитию детей в театрализованной деятельности. В каждой группе имеются уголки ряженья, напольные и настольные ширмы, наборы мелких игрушек для разыгрывания сценок. В каждой группе, начиная с самого раннего возраста, оформлены уголки театрализованной деятельности, которые оснащены различными видами театров: перчаточными, конусными, пальчиковыми. Имеются нетрадиционные виды театра, изготовленные руками детей и родителей из бросового материала.
В ДОУ оборудована и действует Творческая гостиная, в которой проводится подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по изобразительной, театрализованной деятельности, развитию мышления, внимания, творческих способностей. Творческая гостиная наполнена методическими пособиями: стеллаж, мольберт, стулья детские, детские столики, бумага разных цветов и размеров и разная по фактуре, альбомы, листы ватмана, карандаши – цветные, простые, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, набор красок для росписи по ткани – батик, фломастеры, пластилин, глина, кисти, стеки, дощечки для лепки, трафареты, картон белый и цветной, раскраски, предметы декоративно – прикладного искусства: набор предметов «Гжель», «Хохлома», жостовский поднос, дымковские свистульки и барышни и т.д. Демонстрационный материал: наборы плакатов: «Гжель», «Хохлома», «Жостовская роспись», «Городец» и т.д. Репродукции картин. Материал для использования в изодеятельности нетрадиционных техник (крупы, соль, нитки, поролон, камешки, бисер и др.), бросовый материал. Дидактические игры по разделу.
В организации также имеются кабинеты: кабинет педагога-психолога, кабинеты учителей-логопедов, кабинет учителя – дефектолога, сенсорная комната, в которых оборудованы - места для подгрупповой коррекционной работы:
· уголок для индивидуальной работы
· зона для консультирования
· зона релаксации
Библиотека
Вместо библиотеки используется методический кабинет
Спортивные объекты
Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ «Детский сад № 47 "Веселинка" являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, познавательное развитие дошкольников, развивающее обучение и воспитание.
В МБДОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы физкультурный зал, физкультурные центры в группах, центры Здоровья, спортивная площадка.
Деятельность МБДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно - правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом МБДОУ «Детский сад № 47 "Веселинка", Программой развития, Годовым планом работы МБДОУ «Детский сад № 47 "Веселинка", приказами.
Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2011–2012 учебном году в ДОУ была организована "Тропа здоровья", а в 2018 - 2019 году продолжено её усовершенствование и модернизация.
"Тропа здоровья" позволит проводить профилактику по укреплению здоровья детей в игровой форме.
Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:
-профилактика плоскостопия;
-улучшение координации движения;
-улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
-повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
-улучшение эмоционального состояния детей;
-приобщение детей к здоровому образу жизни.
Общая площадь площадки, где расположена «Тропа здоровья» и полоса препятствий составляет 228 кв. метров, т.е длина 19м и ширина 12 м
Сама "Тропа здоровья" длиной 4м и шириной 0,5 м делится на ячейки, которые имеют разное покрытие:
-спилы деревьев;
-песок;
- поверхность с крышками;
- поверхность с донышками от бутылок;
- резиновый коврик с ребристой поверхностью;
- песок;
- поверхность с камушками;
- массажный коврик с высоким колючим ворсом;
- гладкий коврик.
-тазик с водой.
Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой травяной покров, наполненный различными материалами, которые перечислены выше.
"Тропа здоровья" расположена рядом со спортивной площадкой. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке МБДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.
В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.
Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшая по объему ёмкость с водой. В нем разрешается окунуть ноги детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".
Так же на «Тропе здоровья» используется различное оборудование:
- Спортивное (полоса препятствий)
|
Дорожка спортивная. Размер: не менее длина 2,0 м., ширина 0,2 м., высота 0,6м. Материал: Состоит из влагостойкого фанерного листа (не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины) толщиной не менее 15 мм, установленного на металлических опорах (покрытые алкидной эмалью) сечением Ø не менее 48 мм, которые бетонируются в землю |
|
«Лесенка» Размер: не менее длина 1,4 м, ш. 0.6 м., высота 0,5 м. Материал: Влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины) толщиной не менее 15 мм фанера, покрыта грунтом - антисептиком. Покрыта эмалью в 2 слоя в заводских условиях. Все фанерные детали выполнены из шлифованной фанеры, скругленной и отшлифованной по торцевым срезам для обеспечения безопасности. Сварочные швы гладкие. Загрунтована и покрашена эмалью алкидной 2 слоя. Пластиковые заглушки на болты и трубы. |
|
Стойка «Дуга». Размер: не менее дл. 87 см. гл.40 см, в.153 см. Материал: труба ВГП д. 25 мм толщина стенки 3,2 мм метал, Окрашена алкидной эмалью 2 слоя. Фанера влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины) толщиной не менее 15 мм, Деревянные детали должны быть тщательно отшлифованы, загрунтованы и окрашены алкидной эмалью в 2 слоя в заводских условиях. В комплекте не менее 12 счетных фанерных кругов. Все фанерные детали выполнены из шлифованной фанеры, скругленной и отшлифованной по торцевым срезам для обеспечения безопасности. |
|
Дорожка «Змея». Размер: не менее длина 2,0 м., ширина 0,8 м., высота 0,6 м. Материал: Змейка предназначена для детей дошкольного возраста от 3-х лет. Состоит из единого фигурного фанерного листа (влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины) толщиной не менее 15 мм, оформленного в виде змейки, установленного на металлических опорах (металлические элементы, покрытые эмалью ) сечением Ø не менее 32 толщина стенки 3,2 мм, которые бетонируются в землю |
|
Лабиринт большой. Размер: не менее длина 2,2 м, ширина 1,0 м, высота 0,8 м Материал: труба ВГП д.25 мм которые бетонируются в землю толщина стенки 3,2 мм. Окрашена алкидными эмалями 2 слоя. Пластиковые заглушки на болты и трубы. Сварочные швы гладкие. |
|
Бревна на цепях. Размер: не менее длина: 2,5 м, ширина: 0,7 м, высота: 1,0 м Материал: труба ВГП д.25, толщина стеки 3,2 мм. и д.32, толщина стенки 3,2 Покрыта алкидной эмалью. Цепь сварная короткозвенная М5. Брус 90х90 клееный. Деревянные детали должны быть тщательно отшлифованы, загрунтованы и окрашены алкидной эмалью в 2 слоя в заводских условиях. Обработка грунтом-антисептиком. Пластиковые заглушки на болты и трубы. |
|
«Рукоход» малый. Размер: не менее длина: 1,9 м, ширина: 0,7 м, высота: 1,6 м Материал: Труба ВГП д.15 мм, толщина стенки 2,8 мм ; д.32 толщина стенки 3,2, Труба профильная -20*20; -40*20; -40*40; -60*40; -60*60.Цепь сварная короткозвенная М 5. Металлические части окрашены алкидными эмалями. Пластиковые заглушки на болты и трубы. Влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины) толщиной не менее 15 мм. Все фанерные детали выполнены из шлифованной фанеры, скругленной и отшлифованной по торцевым срезам для обеспечения безопасности. Сварочные швы гладкие. |
- Игровое:
-игровой инвентарь, спортивные игры, мячи.
Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик.
Учитывая, что в летний период воспитанники МБДОУ большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня.
На ней дети выполняют следующие упражнения:
1.Без предметов: ходьба и бег по траве, песку, гальке, шишкам; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);
2.С оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, спилам, массажным коврикам, брёвнам, "следам", канату, мостику; ходьба и бег по гальке, шишкам, керамзиту, искусственной траве, плитке;
3.Ходьба с препятствиями (оборудование указана выше).
4. Прыжковая яма.
5.Подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "В поход по экологической тропинке", "Зоопарк" и др.
"Тропа здоровья" используется и в вечернее время. На информационном стенде, расположенном у спортивной площадки и на информационных стендах на групповых участках размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Играйте вместе с детьми ", «Ловкий ребёнок», «Воспитание дружеских отношений в игре» и др.
Мы преследуем цель:
ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволят добиться следующих результатов:
-снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
-положительной динамики ростовесовых показателей;
-формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
-улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.
Схема "Тропы здоровья"
Условные обозначения:
-спилы деревьев;
-песок;
- поверхность с крышками;
- поверхность с доношками от бутылок;
- резиновый коврик с ребристой поверхностью;
- песок;
- поверхность с камушками;
- массажный коврик с высоким колючим ворсом;
- гладкий коврик.
-тазик с водой.
Театрализованная зона - зона отдыха
1а) привал;
1б) малые архитектурные формы;
1в) цветники;
1г) информационный стенд
Бревно
Керамзит
Коврики массажные
Бассейн силиконовый
Искусственная трава
Решётка
Спилы
Срезы пластиковых бутылок
Войлочные коврики
Плитка
Полоса препятствий:
Дорожка спортивная.
«Лесенка»
Стойка «Дуга»
Дорожка «Змея»
Дорожка из бревен
Лабиринт большой
Бревна на цепях
«Рукоход» малый
Для осуществления работы по разделу «Физическое развитие и здоровье» создана следующая предметно-развивающая среда. В ДОУ имеется физкультурный зал, который оснащен спортивным оборудованием и инвентарем: стенка шведская гимнастическая, приставные доски к шведской стенке, гимнастические скамейки, маты, мячи ортопедические, мячи набивные, мячи резиновые для большого тенниса, для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, для большого тенниса, ракетки для бадминтона, обручи гимнастические разного диаметра (маленькие, средние, большие), кубы гимнастические (разного размера), кегли, скакалки, кубики, мешочки с песком (различные по весу), дуги, (разные по высоте), палки гимнастические, доски ребристые, мяч баскетбольный, мяч футбольный, лыжи, кольца баскетбольные, стойка для прыжков в высоту, ленты разноцветные, шнуры, (различные по длине), городки, форма спортивная летняя, секундомер, велотренажёр, атрибуты для подвижных игр.
Во всех группах оформлены физкультурные уголки, оснащенные необходимым оборудованием: как традиционным, так и нетрадиционным, изготовленным руками родителей и детьми: (дорожки со следами, пуговицами, пробками, кольцебросы, и т.д.).
На территории Детского сада оборудована спортивная площадка со следующим оборудованием: лестницы для обучения лазанию, дуги, скамейки, беговая дорожка, дорожка с разметкой для метания в даль. В летнее время оформляется «Тропа Здоровья» с различными покрытиями. Неотъемлемой частью работы являются физкультурные праздники и развлечения, которые состоят из разнообразных эстафет и игр состязательного характера, помогающие детям закрепить основные движения, и повысить двигательную активность. В ДОУ проводится совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи. Родителей знакомят с разными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ, информируют о состоянии здоровья и физическом развитии, привлекают родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Средства обучения и воспитания
Детский сад использует такие формы организации коррекционно-образовательного процесса как: групповые коррекционные занятия и индивидуальные коррекционные занятия.
Коррекционная работа осуществляется как в процессе реализации Программы, так и в ходе режимных моментов: индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем – дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими специалистами ДОУ; активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях: сенсорной комнате, в комнате релаксации); во время прогулки; в совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми; приема пищи; дневного сна; непосредственно-образовательной деятельности; организации взаимодействия в детско-родительских группах; праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Эффективным условием реализации образовательной деятельности является организация предметно – пространственной развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Наше образовательное учреждение имеет следующие условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ на территории и в здании детского сада:
- вход в детский сад оборудован пандусом;
- вход с улицы в группу, оборудован пандусом с поручнями;
- расширены дверные проемы (установлены двери со смотровой панелью из прозрачного и ударопрочного стекла);
- устранены пороги в дверных проемах;
- специально оборудовано санитарно – гигиеническое помещение с учетом ограниченных возможностей детей – инвалидов с нарушением опорно- двигательного аппарата;
- приобретены кресло – коляски, опора для сидения и стол для детей с ОВЗ на колесах.
Также в рамках реализации программы "Доступная среда" в детском саду созданы специальные образовательные условия, приобретены следующие пособия: балансировочная доска – лабиринт, бордюр –балансир, тактильная дорожка, мягкая форма пуфик – 75, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», мягкие модули, дорожка координационная, лабиринт «Цветок», игровой развивающий комплект терапевтических мячиков, лабиринт в виде спирали, световой стол для рисования песком, сухой душ, бизиборды настенные и настольные. Оборудована комната релаксации для улучшения эмоционального состояния, восстановления психического равновесия, обучения навыкам мышечного расслабления для воспитанников;
Кабинеты педагога – психолога, учителя – логопеда, учителя - дефектолога и физкультурный зал оснащены современным коррекционно - развивающим оборудованием. В группах для детей инвалидов и для детей с ОВЗ установлены интерактивные доски. В помещении детского сада оборудована творческая интеллектуальная лаборатория, которая оснащена интерактивными интеллектуальными оборудованиями: «Наураша», «Matatalab», мультимедийное оборудование.
Специальные условия питания
ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
- Создание отдельного меню для детей с ОВЗ: Если у вашего ребенка есть медицинские показания для предоставления диетического питания, предоставьте медработнику детского сада справку, подтверждающую и описывающую необходимую диету.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет медицинская сестра
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ не предусмотрены
Специальные технические средства обучения
В помещении детского сада оборудована творческая интеллектуальная лаборатория, которая оснащена интерактивными интеллектуальными оборудованиями: «Наураша», «Matatalab», мультимедийное оборудование, интерактивные доски
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ отсутствуют